Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
"Алтайский краевой центр детско-юношеского туризма и краеведения"

Место школьной археолого-краеведческой экспедиции в системе профессионального исторического образования

// 10 марта, 2011 // Мероприятия

Процесс подготовки специалиста-историка длителен и много­гранен. Важное значение при этом имеет еще довузовский этап - время профессиональной ориентации школьника, первоначальная подготовка по специальности. Особую роль эти факторы начинают играть в специализированных классах при профильном обучении, где имеется гораздо больше возможностей уже на школьной скамье приобщиться к новым интересным формам этой работы. В данной статье мы остановимся на особенностях школьной экспедиции как одной из распространенных и значимых форм краеведческой рабо­ты с учащимися, приобретающей особое значение в процессе подго­товки будущего историка.

Тип подобной экспедиции может быть различен. Встречают­ся чисто краеведческие экспедиции, либо она может иметь опреде­ленный уклон: археологический, этнографический и др. Важно, что в отличие, например, от обычного туристического похода она име­ет определенное научное значение. В ходе ее решаются конкретные практические задачи: разведка, раскопки и т.д. Более того, экспе­диция не должна быть самоцелью, она является органичной частью более широкой краеведческой работы.

Возможности экспедиции поистине безграничны. При этом в ней находится место обучению, научно-исследовательской рабо­те, профориентационной деятельности, решению воспитательных задач, т.е. налицо комплексный подход. Более того, свои задачи в ней реализуют представители разных входящих в нее групп: школьники; студенты-старшекурсники, являющиеся чаще всего бригадирами на раскопе; учителя - руководители отдельных групп школьников; наконец, руководители самой экспедиции.

Очень важной нам представляется преемственность, связанная с экспедиционной формой работы. Можно выстроить некую «иде­альную» модель.

Первый этап - работа школьников в экспедиции, проявление интереса к истории, профориентация.                                                

Второй этап - подготовка школьниками творческих научно-исследовательских работ (при этом совершенно не обязательно связанных с результатами работы конкретной экспедиции), участие в научных конференциях. Закрепление интереса, повышение уровня эрудиции, развитие научно-исследовательских навыков.                                                                                                  

Третий этап - осмысленное поступление в вуз на историчекий факультет.

Если три первых этапа в этой схеме достаточно реальны, то дальнейшее ее развитие более проблематично, но зато в случае реализации очень результативно.

Четвертый этап - продолжение начатой научно-исследовательской работы в вузе и приезд в экспедицию уже в качестве студентов. Приобретение педагогических навыков.

Пятый этап - завершение обучения в вузе, профессиональное становление, работа со школьниками (совершенно не обязательно только в школе), педагогическое становление.

Шестой этап - приезд в экспедицию со школьниками в качестве руководителя группы.

Осознавая сложность выстраивания подобной цепочки и определенный схематизм представленного нами процесса, отметим высокую результативность данной модели, когда она реализуется на практике.

В ходе экспедиционной работы можно выделить три этапа, отличающиеся как по формам деятельности, так и по основным решаемым задачам. Рассмотрим их на примере более близкой автору школьной археолого-краеведческой экспедиции. Условно их можно назвать: до поля, в поле, после поля.

 

До поля. Это подготовительный этап к экспедиции, но тем не менее очень важный. От успешности его организации и проведения во многом зависят все дальнейшие работы. Он включает различные аспекты, среди которых можно выделить важнейшие:

-  формирование группы с учетом возрастных, профессиональных и психологических особенностей ребят, а также их состояния здоровья;

-  знакомство школьников с будущими работами, с изучаемым историческим периодом и с конкретным памятником, на котором предстоят исследования;

-  подготовка оборудования и обучение ребят простейшим навыкам экспедиционной жизни, а также технике безопасности;

-  создание благоприятного психологического климата в коллективе, от которого в значительной степени будет зависеть успешное выполнение поставленных задач.

 

В поле. Наиболее сложный в организационном аспекте, затратный в финансовом и психологическом планах этап. Также включает широкий спектр мероприятий. Выделим здесь лишь наиболее значимые:

-  организация и проведение самих экспедиционных работ, при этом участие в различных их видах: раскопках, разведочных работах, камеральных исследованиях (обработка материала), в упаковке находок и  т.д.;

-  обязательное объяснение научной значимости результатов работ  и значения всех проводимых на раскопе действий: перемещение отвала, зачистка квадратов, фиксация находок на плане, контрольный перекоп и т.д.;

-   участие в организации быта в лагере: постановка и снятие лагеря, проведение дежурства, заготовка дров и т.д.;

-   участие в культурной программе: вечер знакомства, спортивные мероприятия, посвящение в археологи и т.д.

При этом важнейшим остается успешное проведение самих полевых работ, которые являются основной задачей экспедиции. Здесь необходимы в первую очередь организаторские навыки руководителя. Большое значение в этот период приобретает также воспита­нный фактор.

 

После поля. На этом этапе наиболее подготовленные школьники могут привлекаться руководителем к обработке полученного материала, а также для подготовки научного отчета. Наряду с этим экспедиция должна найти отражение в фото- и видеоматериалах, которые могут быть представлены в виде творческого отчета.

Однако важнейшим результатом этого этапа становится подготовка исследовательских школьных работ, в том числе и по результатам прошедшей экспедиции, а также участие в конференциях различного уровня. На этом третьем этапе на первое место выходит научно-исследовательская составляющая. Все три этапа позволяют создать группу единомышленников (кружок, клуб), которая может решать достаточно сложные экспедиционные задачи. Кроме того, результатом становится подготовка нескольких наиболее заинтере­сованных школьников для участия в разного уровня конференциях.

Важнейшие задачи, которые должен решить педагог в ходе всех трех этапов (в первую очередь они касаются наиболее подго­товленной части группы, продолжающей работы дальше):

-   сформировать устойчивый интерес ребят к исследуемым про­блемам;

-   обеспечить научную подготовку школьников, в том числе возможность работы с источниками и литературой;

-   подготовить методическую базу: как полевых исследований, так и научной деятельности учащихся;

-   сформировать коллектив единомышленников и создать бла­гоприятные условия для его функционирования;

-   организовать участие школьников в конференциях - важном этапе их профессионального становления;

-   в случае поступления учащихся в вуз на исторический фа­культет (для вузовских преподавателей) способствовать сохране­нию преемственной подготовки как по тематике, так и по научному руководству;

-   обеспечить возможность работ студентов (своих бывших уче­ников) с новым поколением кружковцев.

 

В заключение хотелось бы отметить еще один момент, делаю­щий школьную экспедицию важным фактором профессионального становления будущих историков.

Экспедиция, как никакое другое научное мероприятие, оказы­вает на школьников мощное эмоциональное воздействие, «завлека­ет», а иногда является даже своеобразным «шоком» от соприкосно­вения с подлинными древностями.

Экспедиция дает возможность работы с интересными истори­ческими источниками, позволяет не по книгам, а в реальности зна­комиться с древним прошлым.

Экспедиция, как никакая другая форма исторических исследо­ваний, позволяет внести собственный, самостоятельный, пусть даже очень небольшой вклад в изучение этого самого древнего прошлого.

Все это делает школьную экспедицию в умелых руках педагога важнейшим инструментом «созидания» будущих поколений исто­риков-профессионалов.

 

А.Б. Шамшин

(Материалы сборника статей III педагогических чтений им. В.И. Верещагина.)

 

  1. Оставить комментарий

  2. защитный код

Контакты

Алтайский край, г. Барнаул
ул. Пролетарская 164


Тел: 63 48 58
Факс: 63 48 58
Email: mail@dabradio.ru

При копировании информации, ссылка на сайт АКЦДЮТиК обязательна

Навигация

  • Наши баннеры
  • Поиск по сайту
  • Документы
  • Вопрос-ответ
  • Обратная связь